№ 49 / Лето 2013 - page 8

OPEN
№49 2013
8
Безумная из Шайо
/ Мастерская П. Фоменко
Этот спектакль Петр Фоменко придумал в те времена, когда у его «Мастер-
ской» еще не было нового здания. Неуемным фантазиям Орели, героини
пьесы Жана Жироду, было тесно в камерных помещениях бывшего кинотеа-
тра «Киев». Мастер мечтал перенести постановку на большую сцену, но не
успел. Возобновление осуществил Кирилл Пирогов. «Безумная из Шайо» об-
рела масштаб и новое звучание, а парадоксы спектакля оказались на удив-
ление актуальными. Орели (Галина Тюнина) –– роскошная француженка без
возраста. Не сумасшедшая, а именно безумная, то есть –– не от мира сего.
С легкостью, достойной сказочной феи, побеждает она «акул капитализма»
из «Объединенного банка парижских недр». Дельцы, нашедшие источник
нефти под полом домика Орели, погребены в подземелье. Фальшь и лице-
мерие мира больших денег беспощадно осмеяны. Жизнь, несуетная, празд-
ничная и бескорыстная, как настоящее искусство, возведена в культ.
Добрый человек из Сезуана
/ Театр им. А.С. Пушкина
Старые кирпичные стены, высохшие деревья, пыльные дороги… О таких местах говорят ––
богом забытые. Но именно здесь, на захолустной окраине Сезуана, боги находят ту, кого
долго искали, –– Шен Те, девушку безупречной доброты. Вытаскивают из нищеты, посы-
лая взамен непосильные испытания. Доверчивой душе не выжить среди подлости, преда-
тельства, коварства. Чтобы казаться сильной, Шен Те приходится превращаться в жесто-
косердного Шуи Та (якобы ее двоюродного брата). Александра Урсуляк играет одну роль
и два образа. Актрисе достаточно несколько мгновений –– и вместо нежного, стражду-
щего любви создания возникает хладнокровный субъект, напоминающий робота. Режис-
сер Юрий Бутусов, поставивший знаменитую пьесу Брехта, усилил ее тревожную энерге-
тику. Эмоции нагнетаются. Пространство меняют видеопроекции (художник Александр
Шишкин). Воздух взрывают зонги Пауля Дессау. Поют на немецком. Актерам аккомпани-
рует ансамбль солистов «Чистая музыка». Происходит все это на сцене театра Пушкина.
Евгений Онегин
/ Театр им. Евг. Вахтангова
В глубине сцены театра Вахтангова разместилось огромное зеркало. В нем отражаются
усадебные покои и заснеженные просторы, деревенские праздники и придворные балы,
петербургские балеты. Зеркало наклоняется, искажая отражения. И зритель видит скрыт-
ное –– сны, грезы, тайные мысли, смутные желания героев. Взволнованная Татьяна (Евге-
ния Крегжде) и веселая Ольга (Наталья Винокурова), не расстающаяся с аккордеоном, га-
дают на будущих женихов. Магическое стекло предвещает недоброе. Римас Туминас
перевел на язык театра то, что он прочитал в пушкинском романе, и то, что ему привиде-
лось между строк. Появилось два Ленских –– восторженный кудрявый подросток (Василий
Симонов) и повзрослевший резонер, трезво оценивающий пылкие порывы юноши (Олег
Макаров). Онегиных тоже два. Господин лет пятидесяти (Сергей Маковецкий) грустно на-
блюдает за демоническим красавцем (Виктор Добронравов). И рад бы вмешаться в про-
исходящее, но «прошлого не воротить...».
Горячее сердце
/ Современник
Барин по фамилии Хватский, «помешанный от театру», в пьесе Островского упоминается
мимоходом. Но в спектакле, поставленном Егором Перегудовым в «Современнике», стал
главным. Разорившийся фанатик (Владислав Федченко) распродает свой театр за гроши.
А напоследок решается еще на одно представление «Горячего сердца». Падает небо с
нарисованными звездами, вырастают надувные деревья, арестантская башня поворачи-
вается в разные стороны (художник Владимир Арефьев)… На этом шутовском фоне стра-
сти бушуют не шуточные. Все хотят невозможного, все попадают «в истории», все чудят.
Особенно преуспевает Тарас Тарасыч Хлынов, смешно и свободно сыгранный Артуром
Смольяниновым. Запредельный богач разъезжает на марсоходе, заряжает пушки пач-
ками денег, шастает с дружками по лесу, пугая прохожих. Казалось бы, что толку? Но все
участники и жертвы этих артистичных безобразий поневоле раскрывают свою сущность.
А такие, как пылкая Параша (Светлана Иванова), даже устраивают судьбу.
Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА
ТЕАТР
I,II,1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,...130