№ 50 / Осень 2013 - page 10

OPEN
№50 2013
10
Иллюстрированный Уголовный кодекс Российской Федерации. —
М.: Манн,
Иванов и Фербер
Наш Уголовный кодекс самый справедливый в мире! А еще самый нескучный, и теперь — самый вы-
сокохудожественный. Традиция иллюстрировать — нетрадиционным образом — такие масштабные и
значимые для общественного бытия и сознания книги не оригинальна. Рисунки к Библии создавали
не только серьезные, философичные Доре и Фаворский, но и легкомысленные на первый, поверх-
ностный взгляд Эффель с Бидструпом (художники «развлекательного» жанра). Главное — чтобы в
творении присутствовал талант и изюминка. Все это, несомненно, есть у одного из самых известных
российских карикатуристов последних десятилетий — Алексея Меринова. Ему и заказали — в самом
буквальном смысле — нарисовать Кодекс. Он сумел, без подобострастия и ёрничества, но почти
всегда со стопроцентно точным попаданием в суть, создать зримый образ каждой статьи УК… Белая
овечка с наивными глазами около избирательной урны, по другую сторону — волк, изящно ковыряю-
щий в пасти зубочисткой. Овечка интересуется: «Голосовать сердцем?» Серый отвечает: «Не надо…
ты мне целиком нравишься». Это к статье 141-й — «Воспрепятствование осуществлению избиратель-
ных прав или работе избирательных комиссий». Остальные — не менее выразительны.
Александр Васильев. Детская мода Российской империи. —
М.: Альпина
нон-фикшн
Это происходило давным-давно, когда небо было голубым, погода устойчивой, за сметаной к за-
втраку кухарку посылали в погреб и ели фрукты-овощи, а также разносолы-деликатесы, не боясь
ГМО. Правда, фотографии еще оставались черно-белыми, и в этом есть своя особая прелесть под-
линности. В те, несомненно, прекрасные времена девочки, совсем как взрослые дамы, носили кри-
нолины, турнюры с лентами, фартуки, пелерины и кружевные панталончики. А мальчиков сначала
одевали как девочек — в пышные платьица, на снимках и не различишь; только потом стали наря-
жать в костюмчики с матросскими воротниками, бархатные курточки «а-ля лорд Фаунтлерой», жи-
летки, блузы, брючки до колен… Те, кто постарше, уже щеголяли в строгой гимназической форме…
Лица у всех торжественные и немного испуганные. Поход к фотографу в студию для них — событие,
приключение, необычное, волнующее. Даже крохи (невозможно вообразить, что они — чьи-то пра-
прапра…) чувствуют торжественность момента. По глазам видно: им всем — несмышленышам и
почти подросткам — явно обещали, что сначала вылетит птичка, а затем, если хорошо будут себя
вести, не моргать, не дергать головой и не капризничать, — вкусные пирожные в кондитерской на
Кузнецком Мосту или Невском проспекте. Так они и застыли, и остались юными, не подверженными
жестокому течению времени.
Их одежда интересна нам не меньше, чем судьбы, которых не узнать — большинство персонажей
реальны, но безымянны. В платьицах, юбочках и сюртучках тоже зафиксировано ушедшее миро­
ощущение — его можно понять и прочувствовать, только неспешно перелистывая эти страницы.
«Уверен, что мода прошлого учила детей аккуратности, уходу за своей нарядной одеждой, уваже-
нию к ручному труду вышивальщицы и кружевницы, портнихи и обувщика. Сегодняшний интерес к
ней, помимо познавательного смысла, имеет и воспитательный», — считает Александр Васильев.
Его уникальная коллекция фотографий стала основой чудесного альбома, посвященного детской
моде дореволюционной России. Каждая глава — десятилетие, начиная с 1860-х годов, с подробным
комментарием о тенденциях, особенностях конкретной эпохи.
Ким Уилсон. Сад Джейн Остин
/ Пер. с англ. — М.: СЛОВО/SLOVO
Все в сад, все без исключения. В английский. Сады нынче исключительно модная тема. Фирмы, ко-
торые занимаются ландшафтным дизайном, озолотились. Хорошие специалисты нарасхват. Поэ-
тому книга не только по сезону, но и в тренде. Сад в Соединенном Королевстве — больше, чем про-
сто лютики-цветочки. Это — уже не первое столетие — и разум, и чувства, и гордость. Всё по Джейн
Остин. Ким Уилсон трактует тему гораздо шире, чем можно было ожидать. К примеру, о роли сада
в социальной жизни. Скажем, о том, что, улучшая жизнь своих работников, британские помещики
XIX века строили для них удобные коттеджи с обязательными участками для сада. Во-первых, на
красивые дома, утопающие в зелени, смотреть приятнее, да и ландшафт они украшают. Во-вто­
рых, — тонкий момент — участок должен быть не слишком мал, чтобы семья могла себя прокор-
мить, и не слишком велик, чтобы у работника не было заблуждений по поводу собственной незави-
симости. Впрочем, это в книге всего лишь дополнительная информация к основному разговору — о
садах в жизни и творчестве знаменитой писательницы. Фрагменты романов, строчки из писем, бо-
танические пристрастия писательницы и ее героинь: что и где сажали, какие цветы и деревья были
популярны в те времена. Подробно описаны реальные места, где она проводила время, поместья,
которые ее вдохновляли. Для киноманов — сады, в которых снимали знаменитые фильмы по рома-
нам Остин. Все названия и координаты точные, можно планировать путешествие.
Подготовила Клариса ПУЛЬСОН
КНИГИ
I...,II,1,2,3,4,5,6,7,8,9 11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,...130