№ 51 / Зима 2013-2014 - page 58

классик
OPEN
№51 2013–2014
58
нятиям Верди относится спустя рукава. Общеобразова-
тельные предметы его мало привлекают. Джузеппе инте-
ресует только музыка. Часами упражняется он сидя за
привезенным из дома пианино.
Великодушный Барецци записывает Верди в городскую
музыкальнуюшколу, и под руководством ее директора, до-
вольно опытного органиста и педагога, мальчик изучает
основы композиции и контрапункта. К пятнадцати годам
дальнейшая судьба Верди понятна. Он будет композито-
ром. Юноша уже сочинил свои первые произведения —
марш, хоральные прелюдии, симфонию.
Он все чаще бывает в доме Барецци: во-первых, потому,
что там собираются члены городского «Филармонического
общества», во-вторых, его привлекает юная дочь Барецци,
Маргерита, с которой он занимается музыкой. Эта нежная,
застенчивая девушка, с красивыми черными глазами и тон-
кими чертами лица, тоже испытывает к своему учителю
чувство большее, нежели простую симпатию. Между ними
зарождается любовь.
Развивается и талант Верди. Для дальнейшей учебы ему
надо ехать в Милан. Барецци готов оказать финансовую
помощь. Стипендию на четыре года согласно выплачивать
и местное благотворительное общество.
большая неудача
Так жарким июньским днем 1832 года Верди оказыва-
ется в Милане и сразу же подает заявление о поступлении
в Королевскую консерваторию. Увы, вступительные ис-
пытания он не выдерживает. Комиссия не видит в нем «ис-
ключительных способностей к композиции», зато нахо-
дит недостатки в технике игры на фортепиано. Неудача
сильно ранила восемнадцатилетнего музыканта. До конца
своих дней он не простит близоруких миланских профес-
соров. Но не возвращаться же домой побежденным.
И Верди начинает брать уроки у известного композитора,
преподавателя консерватории Винченцо Лавинья.
Джузеппе ведет жизнь затворника. Кроме учителя, посе-
щает только театр «Ла Скала», где идут оперы Беллини, До-
ницетти, Россини. Чтобы расширить свои музыкальные по-
знания, Верди переписывает сочинения великих композито-
ров: Баха,Моцарта, Генделя, Бетховена.Онжаждет славы, но
еще больше денег, чтобы выбраться из тисков бедности.
Этот период миланской жизни, эти четыре года, про-
веденные с Лавинья, определяют характер Верди. Если и
прежде он был замкнутым, то теперь делается еще более
нелюдимым. Все, чем он обладает, — это его талант, а
также желание и упорство, которые не имели границ.
Верди как-никак двадцать три года, и его угнетает отсут-
ствие успеха. В его возрасте Россини был уже знаменит,
Моцарт прославлен на весь мир, Беллини признан много-
обещающим талантом. Ну, а ему, Джузеппе Верди, при-
ходится радоваться месту учителя музыки в Буссето, ко-
торое он получил после долгих хлопот…
джузеппе и маргерита
Весной 1836 года Верди женится на Маргерите Ба-
рецци. В это же время композитор заканчивает сочинять
свою первую оперу — «Рочестер». Отправить ноты в
«Ла Скала» Верди не решается и посылает рукопись в
театр Пармы, но оттуда приходит отказ.
Через год у Верди рождается дочь Вирджиния, а летом
1838-го на свет появляется сын Ицилио. Но счастье сме-
няет трагедия: от воспаления легких умирает Вирджиния.
Верди кажется, что мир вокруг него рушится. Маргерита
едва не сходит с ума от горя. Чтобы спасти себя и семью,
они решают изменить жизнь и переезжают в Милан.
В столице Ломбардии Верди почти невозможно за-
стать дома: с утра он отправляется в «Ла Скала», обивает
пороги у импресарио, посещает кафе, где собираются
сливки театрального мира, предпринимает все возмож-
ное, чтобы подписать контракт — Верди заканчивает
новую оперу «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо».
Ему удается добиться прослушивания у знаменитого им-
пресарио «Ла Скала» Бартоломео Мерелли, и тот соглаша-
ется принять оперу к постановке. Вновь оживают надеждына
успех. Но тут от неизвестной болезни скоропостижно уми-
рает маленький Ицилио… Это похоже на злой рок. Марге-
рита не встает с постели; Верди же не может позволить себе
предаться горю, потому что полным ходом идут репетиции
«Оберто», с утра до вечера он должен быть в театре.
17 ноября состоялась премьера. Спектакль проходит с
успехом, публика аплодирует, но критики очень сдер-
жанны. Тем не менее молодой Верди законно вступает в
итальянский музыкальный мир. Мерелли предлагает ему
контракт на два года с обязательством сочинить три
оперы. Это очень трудная задача, но у Верди нет выбора—
он остро нуждается в деньгах.
И вот на свет появляется комическая опера «Король
на час». Либретто этой оперы можно определить одним
словом— галиматья, но Верди пока еще не может навязы-
вать свою волю либреттистам. Работает он упорно, но без
всякого вдохновения. О каком вдохновении вообще может
идти речь, когда все мысли его сосредоточены на состоя-
нии здоровья Маргериты? После смерти сына она так и не
сумела оправиться, а теперь снова слегла в постель. В се-
редине июня 1840 года Маргерита умирает.
вавилонский плен
Публика освистала «Короля на час». Опера действи-
тельно была неудачной —манерной, лишенной фантазии,
порой даже вульгарной. Разгромные рецензии в газетах
настолько оскорбили и обозлили молодого композитора,
что он принял решение покинуть Милан. У Верди не оста-
лось никаких надежд на успех. Однако Мерелли удается
убедить его еще раз попытать счастья. И новая опера, под
названием «Набукко», приносит Верди признание.
I...,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57 59,60,61,62,63,64,65,66,67,68,...130