№ 51 / Зима 2013-2014 - page 114

VIP-ВОЯЖ
OPEN
№51 2013–2014
114
В Ангкор-Тхом мы въехали на слоне, как какие-нибудь ма-
гараджи. Все здесь было огромным, под стать нашему слону:
широкий мост, дорога, черная башня ворот. Башня смотрела
на нас человеческим лицом, одобрительно улыбаясь, — на-
верное, ей нравились слоны. Потом перед нами возник Байон.
Сначала он показался бесформенной грудой камней. Затем
пространство начало оформляться, лестницы уводили в таин-
ственные недра галерей, пятна света оживляли барельефы —
на них шли слоны и люди, танцевали апсары, сражались
воины. На верхней террасе груды камней сложились в башни,
стоящие на разных уровнях. Их было очень много, на каждой
вырезано по четыре огромных лица, и все они смотрели на
нас с загадочной улыбкой — «улыбкой Байона». Лица были
похожими, они обступали нас со всех сторон. Когда солнце
скрывалось, выражение лиц менялось. Под ними зияли чер-
ные проемы входов, галереи выводили к новым башням,
которые тоже смотрели. Они смотрели понимающе и добро-
желательно, но все-таки было не по себе от этих огромных
каменных лиц.
Мы тихонько спустились вниз, обошли все, что поло-
жено, — террасы, храмы, пирамиду с руинами дворца, пруды с
лотосами и белыми гусями. Но казалось, что бодхисаттвы все
следят за нами, не отводя своих каменных глаз, и улыбаются
вечной улыбкой…
взлетающий дракон
Домой мы возвращались через Вьетнам. Во времена Кам-
буджадеши он был Дайвьетом, а его столица, построенная
в 1010 году, носила имя Тханглонг — «Взлетающий дракон».
Именно туда мы и прилетели — в современный Ханой.
Дракон во Вьетнаме — уважаемое существо. Считается,
что именно от него пошла нация вьетов. К мистическому со-
звездию он не имеет никакого отношения, зато украшает
крыши пагод. Город-Дракон оказался приятным местом, с
парками, пагодами, лотосовыми озерами, лодками на Крас-
ной реке. Узкие фасады, колониальные особняки, колоритные
улочки-рынки. Мы погуляли по озеру Возвращенного Меча,
посмотрели на храм Нефритовой Горы и башню Черепахи, не
слишком вникая в пути развития вьетнамского буддизма и
всех остальных мыслимых и немыслимых религий и фило-
софий, существующих в этой стране.
В Ханое 600 буддийских пагод, но мы устроили маленькое
путешествие и поехали в Бут Тхап, один из самых любимых
вьетнамцами храмов. Он затерялся среди рисовых полей на
берегу реки Дуонг. После громады Ангкора здесь все каза-
лось крохотным и изящным: ворота-пагода и погоды-домики
с изогнутыми черепичными крышами, стройная пагода-
колокольня, похожая на маяк, миниатюрные горбатые мо-
стики над миниатюрными прудиками с лотосами и золотыми
рыбками, бронзовые журавлики на черепахах, пальмы, бон-
саи, львы «шау» — все это было похоже на резную шкатулку.
У алтаря мы увидели вьетского Авалокитешвару. Здесь Бод-
хисаттва сострадания был женщиной, звался Куан Ам, имел
тысячу рук и тысячу глаз по одному на каждой ладони. Ис-
кусные резчики создали его в 1656 году.
На обратном пути мы заехали в тысячелетний храм-
монастырь Дау. Главной реликвией храма стал его настоя-
тель, который в 1639 году умер во время медитации. «Если
тело мое не начнет тлеть, оставьте меня здесь, чтобы я вечно
возносил молитвы Будде!» — сказал он ученикам, когда по-
чувствовал приближение смерти. Он так и сидит в маленькой
пагоде, превратившись в мумию. На его лице улыбка, неуло-
вимо похожая на улыбку Байона…
После обеда нас ждало главное событие — ритуал лендонг.
Это таинство «Дао-мау», древнего культа богини-матери.
Буддизм не мешает вьетнамцам помнить о духах предков и
богах разных стихий. Следуя традиции Дао-мау, они покло-
ЕСТЬ ИДЕЯ!
I...,104,105,106,107,108,109,110,111,112,113 115,116,117,118,119,120,121,122,123,124,...130