№ 52 / Весна 2014 - page 8

OPEN
№52 2014
8
«Кант»
На большой сцене Театра им. Вл. Маяковского выстроено загадочное пространство —
сценограф Сергей Бархин спроектировал шесть красных секторов амфитеатра для зри-
телей и маленькую площадку для игры актеров. Шестигранник не случаен. Совершен-
ная геометрическая фигура — символ симметрии и идеального мироздания, эмблема
трансцендентной мудрости. Может показаться, что степенные господа в париках и кам-
золах XVIII века, расположившиеся в центре за круглым столом, собрались на заседание
тайного общества. Нет, они всего-навсего обедают. Хозяин дома философ Иммануил
Кант (Михаил Филиппов) запрещает гостям говорить о работе. О философии — ни
слова. Тем не менее драматург Марюс Ивашкявичюс нашел удачный способ поведать о
научной деятельности своего героя. В почтенное общество внезапно вторгается наивная
девушка Фоби Грин (Юлия Соломатина) с томиком «Критики чистого разума» в руках.
Настойчиво звучит ее наивный вопрос: «О чем эта книга?» Постановка режиссера Мин-
даугаса Карбаускиса предлагает несколько увлекательных вариантов ответа.
«Удивительное путешествие кролика Эдварда»
Кролик Эдвард — фарфоровая игрушка, подаренная девочке Абилин. Малышка настолько
полюбила необычную куклу, что невольно наделила ее человеческими чертами. В спек-
такле МХТ им. А. П. Чехова, поставленном Глебом Черепановым по книге американской
писательницы Кейт Ди Камилло, Эдвард и сказочное существо, и личность с непростым
характером и своими взглядами на жизнь. Актер Александр Молочников увлечен своей
ролью так, будто играет не сказку, а психологическую драму. Детский спектакль подни-
мается до серьезных взрослых проблем. О любви, смерти, об изменчивости мира, о том,
как важно оставаться собой, о том, как это непросто, рассказывается без малейшей тени
дидактики и занудства. Легко, иронично, порой грустно, порой смешно проходит кролик
Эдвард сквозь череду испытаний. Дно океана, огородная грядка, цирк, царство теней, ан-
тикварная лавка… Куда только не заносит очеловеченную игрушку причудливая судьба.
И, как водится в большинстве сказок, все заканчивается хорошо.
«Укрощение строптивой»
Старую пьесу Шекспира в Театре наций поставили на новый лад. По воле фантазии режиссера
Романа Феодори комедию разыгрывают в гарнизоне российской армии. Само собой, штраф-
ник в роли Петруччо (Рустам Ахмадеев), повариха в роли Катарины (Чулпан Хаматова), как и
их сослуживцы в остальных ролях, позволяют себе вольности в обращении с классиком.
Хохмы устраивают такие, что сам Шекспир не только в гробу перевернулся, но ожил и «пошел
в атаку». В роли Шекспира — жена генерала. Меняя маски и исторически проработанные ко-
стюмы, появляется она то Джульеттой, то Гамлетом, то Отелло, то королем Лиром. Пра-
вильно, выдерживая мхатовские паузы, она читает трагические монологи. Многоликую даму
виртуозно играет Ольга Волкова. После каждого номера, сбрасывая с себя маску, назидатель-
ным тоном она обращается к генералу-режиссеру (Владимир Еремин): «Понимаешь, как надо
играть?» И армейское представление все-таки усваивает шекспировский стиль. Финальный
монолог Катарины, укрощенной любящим супругом, звучит вполне классически.
«Сны поэта Левитанского»
Режиссер Олег Кудряшов составил по стихам Юрия Левитанского театральное действо о
дорогих воспоминаниях, сомнениях, надеждах, разочарованиях и прозрениях. Персонажи
по именам не названы. Играют Дмитрий Куличков (Он), Елена Камбурова (Она), Евгений
Павлов (Иронический человек) и женский вокальный квартет. Стихи, классическая му-
зыка, уютные декорации… Все создает щемящую ностальгическую атмосферу. Предме-
тов на сцене Театра музыки и поэзии немного — несколько стульев, оконная рама, лест-
ница, оранжевый абажур, но география спектакля обширна (художник — Александра Да-
шевская). Действие переносится то в старомосковскую квартиру, то на заброшенный
полустанок, то в дореволюционный театр, то в послевоенный, сияющий победным лико-
ванием весенний парк. Настроение меняется, словно интонация человека, искренне и
взволнованно рассказывающего о себе. Лирическое Я одного из самых тонких поэтов
XX века раскрывается во всей полноте.
Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА
ТЕАТР
I,II,1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,...130