№ 53 / Лето 2014 - page 8

OPEN
№55 2014–2015
6
Сердце не камень /
Театр Et Cetera
В спектакле по пьесе Островского на сцене Театра Et Cetera — ряд массивных дверей.
Огромных, дубовых, похожих на тесовые ворота. Жилище Потапа Потапыча Каркунова,
купца-самодержца, сыгранного Петром Смидовичем смачно и ярко, не что иное, как
огромный замок посреди темного царства. Все богатства — и несметные миллионы, и кра-
савица жена — охраняются надежно. Декорации художника Владимира Фирера метафо-
ричны. Двери не только заслон от внешнего мира, но и преграда свободе. Пленница Вера
Филипповна (Анна Артамонова) — страдалица праведная, патриархальных законов нару-
шать не смеет, в «золотой клетке» томится тихо и смиренно, словно царевна в Кощеевом
логове. Но и в наглухо закрытое пространство проникают соблазны. И сердце, как гово-
рится, не камень… Режиссер Григорий Дитятковский немного утрирует переживания пер-
сонажей, по-доброму подтрунивает над стариной, наслаждается тонким юмором, заводит
занимательную игру театра в театр, морализирует мягко и ненавязчиво.
Тишина за Рогожской заставою /
Театр музыки и поэзии Елены
Камбуровой
Фигуры актеров выступают из рассеянных лучей света, словно ожившие страницы
альбома старых фотографий. Вот парнишка кудрявый, так и не успевший при-
знаться в первой любви. Вот прощание комсомольцев перед смертным боем. Вот
лихая игра дворовых мальчишек в кумиров танкистов… В Театре музыки и поэзии
Елены Камбуровой советские песни 1930–1950-х годов складываются в стройное
действо, рассказывая о героике военных будней и тяготах ожиданий, об отчаянии,
о вере и надежде несмотря ни на что. Поют под аккомпанемент аккордеона, ги-
тары и виолончели. В аранжировках Олега Синкина и Александра Марченко (он
же режиссер постановки) советская песенная классика приравнивается к классике
общемировой. И потому «Темная ночь» Богословского, «На тот большак, на пере-
кресток…» Фрадкина и вокализ на тему ноктюрна Шопена звучат как реквием по
погибшим, по сломленным судьбам, по несостоявшейся любви.
БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, или Женитьба Фигаро /
Театр им. Евг. Вахтангова
Владимир Мирзоев поставил в Вахтанговском театре «БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, или Женитьбу
Фигаро» Бомарше. Первая часть названия пьесы начертана заглавными буквами не слу-
чайно. В комедию XVIII века вторглись приметы безумной современности. Ночные химеры
и дневная явь оказались рядом. Контрасты обострились, смыслы усилились. Круговерть
интриг похожа на череду испытаний — на стойкость характеров, силу чувств, ловкость и
гибкость ума. Самое непростое — испытание властью. Властными чарами над Фигаро
(Павел Попов) упивается Сюзанна (Полина Кузьминская). Власть кружит головы победите-
лям в спорах, поединках и розыгрышах. Чем больше власти, тем опаснее. Граф Альма-
вива, распоясавшийся от безграничной вседозволенности, теряет человеческий облик.
Максим Суханов играет его ярко, гротескно, напоминая то коварного хамелеона, то кар-
лика из жуткого подземелья, то остепенившегося бандита. Намек на нынешних царьков
всех уровней угадывается сразу. Но комедия, немного похожая на сказку, оканчивается
раскаянием побежденного, растерянного графа.
Олимпия /
«Мастерская Петра Фоменко»
Пьеса Ольги Мухиной, поставленная в «Мастерской Петра Фоменко» — стре-
мительный бег по новейшей истории России. За три часа сценического вре-
мени проходит почти сорок лет. Олимпиада-80. Застой. Перестройка. Лихие
девяностые. Подъемы. Падения. Неопределенное сегодня… Зрители следят
не столько за сменой событий, сотрясавших страну, сколько за историей от-
дельно взятого семейства. Режиссер спектакля ведущий актер «Мастерской
Петра Фоменко» Евгений Цыганов пристально вглядывается в людские харак-
теры, а переменчивую политическую погоду превращает в колоритный фон.
Первая любовь героев, разлады родителей, ссоры и примирения… Все как у
всех во все времена. Внешние обстоятельства ломают слабых — дело доходит
до предательств и измен. Но на сильных духом социальные сотрясения не
действуют. И на таких жизнелюбивых, терпеливых и всепрощающих, как Ба-
бушка в исполнении Екатерины Васильевой, все в мире и держится.
Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА
ТЕАТР
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,...132