обратный отсчет
OPEN
№49 2013
60
Рено Пренсето, такому же заядлому охотнику, как и он
сам. Тот начинает давать мальчику уроки рисунка и вос-
хищается тем, как легко мальчику удается передавать дви-
жения животных и людей. Анри не на шутку увлечен
новым занятием. Когда его что-то волновало, поражало,
он сразу же брался за карандаш.
К сожалению, здоровье его по-прежнему оставляет
желать лучшего — настолько, что он вынужден прервать
учебу в лицее. Навсегда. С тех пор мальчик либо путеше-
ствует с матерью по курортам, либо живет в поместье в
Альби. Несмотря на то что врачи запрещают подвижные
игры, Анри по-прежнему весел. Даже то, что он вынужден
ходить с палочкой, не портит ему настроение. Мальчик
еще не знает, какие испытания ждут его впереди.
В 1878 году, когда Анри исполнилось четырнадцать, он
в результате неловкого движения сломал себе шейку ле-
вого бедра, а спустя почти полтора года его хрупкие кости
снова не выдержали случайного падения — на этот раз
перелом правого бедра. Никакие дорогие курорты, куда
возила его мать, не могли улучшить состояние здоровья.
Врачи были бессильны. Болезнь, таившаяся годами (до
сих пор диагноз точно не определен), обрушилась на него
со всей беспощадностью.
Руки и ноги Анри совсем остановились в росте, в то
время как туловище и голова развивались нормально и по-
тому казались огромными. Рост его составлял 152 санти-
метра. Безжалостные метаморфозы произошли и с лицом:
нос стал слишком толстым, губы набухли, нависая над
скошенным подбородком. Отныне и до конца своих дней
Лотрек будет шутить и смеяться над своей клоунской
внешностью, упреждая чужие насмешки.
смысл жизни
Постепенно увлечение живописью становилось все
более серьезным. Да и чем он мог заниматься, помимо жи-
вописи? Ведь у него не было большого выбора. Острота
глаза — это единственное, что ему даровано. Рисунок ста-
новится для Анри смыслом жизни. Он сдает экзамены на
аттестат зрелости, но школьные предметы его уже почти
не интересуют. Лотрек продолжает занятия с Пренсето;
однако понимает, что для того, чтобы стать настоящим
художником, он должен серьезно учиться — нужно по-
ступать в Школу изящных искусств, предварительно под-
готовившись в какой-нибудь хорошей художественной
мастерской. Он начинает заниматься в студии известного
портретиста Леона Бонна.
Неизвестно, был ли Лотрек поначалу предметом зубо-
скальства со стороны остальных учеников мэтра, но уже
очень скоро, благодаря душевности, общительности, ще-
дрости Анри, люди переставали замечать его уродство. У
Лотрека появляется много друзей, которые обожают его,
прощая деспотичность (он обращается с ними, как генерал
со своими солдатами), вспыльчивость, капризы.
К сожалению, в это время начинается его «дружба» с ал-
коголем. С приятелями Лотрек часто посещает кафе и бары
Монмартра. Художник не скупится — угощает друзей
только дорогими напитками. И делает он это не для того,
чтобы забыться, а ради удовольствия и веселья. Приятели
знакомят Анри с заведениями и другого рода. К своему
удивлению, он обнаруживает, что «жрицы любви» находят
его уродство пикантным. Кроме того, оказывается, худож-
ник обладает бурным темпераментом. Но разве о такихжен-
щинах, о такой любви он мечтал совсем недавно?
Всю энергию, которую Лотрек мог вложить в любовь,
он вкладывает в работу. От Бонна художник переходит в
мастерскую другого известного мастера—Кормона. Анри
уже многое умеет, у него появляется собственный почерк.
Натюрмортам и пейзажам он предпочитает портрет.
Лотреку двадцать лет. Постепенно Монмартр завладе-
вает им полностью.
мастер коктейлей
Художник работает в кафе, барах, танцевальных
залах, делая наброски всего, что привлекает его внимание.
Эстетические доктрины его не трогали, он заимствовал
все, что ему нравилось, у представителей различных школ.
Лотрек не знал меры ни в работе, ни в развлечениях.
Физические недостатки не помешали ему стать необы-
чайно выносливым. Он свободно плавал, греб, много
упражнялся с гантелями. И все излишества, которые раз-
решал себе, нисколько не ослабляли его. «О, уверяю вас, я
могу пить не опасаясь, — острил он, — ведь мне невысоко
падать». Среди женщин Лотрек явное предпочтение отда-
вал рыжеволосым. Они напоминали ему венецианок из ита-
льянских залов Лувра. Работал он с необычайным усер-
дием. Великолепен написанный в 1883 году портрет матери.
Необычайно хорош и портрет его друга Эмиля Бернара, на
который он потратил целых двадцать сеансов.
Как раз в это время в мастерской Кормона Лотрек зна-
комится с новым его учеником, которого звали Ван Гог.
Вскоре они становятся довольно близкими приятелями.
Их сближало то, что оба даже в произведениях, чуждых
им, находили что-нибудь полезное и поучительное. Ло-
трек с неослабным вниманием следил за настойчивой ра-
ботой неистового голландца. Видя, как нуждается Вин-
сент, он не раз помогал ему.
Анри исполнилось двадцать два года, когда после его
многочисленных просьб родители, наконец, решили дать
ему денег на собственную мастерскую. Лотрек упорно ра-
ботает. Он созревал как художник. Особенно тщательно
изучал японские эстампы, коллекцией которых Ван Гог
увесил стены своей комнаты.
Трудясь не покладая рук весь день, вечерами Лотрек
«расслаблялся». Он один из первых во Франции постиг
искусство приготовления коктейлей, придумывал и про-
бовал сам новые смеси, усиливая действие алкоголя не-