обратный отсчет
СОДИС
61
мыслимыми сочетаниями, которые порой получались
ужасными, но чаще — приятными.
рыжая роза
Сам он мог выпить любую самую адскую смесь. Именно
к этому времени относится его связь с девушкой легкого
поведения по имени Рыжая Роза. Она становится одной
из любимых моделей Лотрека. Друзья знали, что Роза
больна сифилисом, и предупреждали об этом Анри. Но,
увы, он отнесся к этому со своим обычным легкомыс-
лием…
По настоянию друзей художник начал лечиться, но
потом с присущим ему фатализмом перестал следить за
здоровьем. При этом Лотрек и не думал ме-
нять образ жизни. С того самого вечера, как
открылось кабаре «Мулен Руж», он стал его
завсегдатаем. У художника даже был свой по-
стоянный столик. Кстати, хозяин заведения
повесил на пурпурной стене холла кабаре
картину Лотрека «В цирке Фернандо: наезд-
ница». Ничто так не увлекало Анри, как танцы
в «Мулен Руж». Здесь давала представления
известная танцовщица Ла Гулю. Художник
рисовал среди шума и топота, в душной ат-
мосфере кабаре. Он уже полностью порвал с
натурализмом, который одно время привле-
кал его. Теперь Лотрек прислушивался только
к собственному голосу, давая волю ненасыт-
ному, страстному любопытству к людям.
Он принимается за большое полотно —
«Танец в “Мулен Руж”». Это была его третья
масштабная композиция после «В цирке Фер-
нандо: наездница» и «Танцев в Мулен де ла
Галетт». Лотрек изобразил публику «Мулен
Руж», своих друзей, Ла Гулю с партнером,
танцующих кадриль. Блестящий паркет отражал их дви-
жения, образуя поразительные арабески, бесподобный
вихрь. Это полотно было лишь началом. Ему еще много
надо было узнать в «Мулен Руж».
В начале 1890 года Лотрек получает приглашение при-
нять участие в брюссельской выставке «Группы двад-
цати», уже второе, и решает поехать в Бельгию. Там ху-
дожник представил пять своих полотен. В выставке также
приняли участие Ренуар, Сислей и Сезанн. Были на том
вернисаже и работы Ван Гога. Лотрек не мог насмотреться
на его «Подсолнухи», на «Плющ» и «Красный виноград-
ник», на «Пшеничное поле при восходе солнца».
Однако картины Ван Гога вызывали восторг далеко не
у всех. На банкете, посвященном открытию выставки,
бельгийский художник де Гру, тщедушный человечек ро-
стом не выше Лотрека, заявил, что снимет свои картины,
если из зала не уберут «отвратительную мазню Ван Гога,
этого невежды и шарлатана». Тогда Лотрек, несмотря на
свою ненависть к скандалам, вскочил с места и, размахи-
вая руками, закричал, что это возмутительно — оскор-
блять такого великого художника. Де Гру стоял на своем.
Дело дошло до того, что Лотрек и де Гру под общий гвалт
выбрали секундантов. Присутствовавшим, однако, уда-
лось ссору потушить.
В конце весны произошла последняя встреча Лотрека
с Ван Гогом. В своей мастерской Анри показал другу свои
последние работы и среди них портрет мадемуазель Дио,
который Винсент нашел «поразительным». Потом друзья
расстались. Ровно через три недели Винсент, истерзанный
душевными муками, поднялся на Оверское плато и вы-
стрелил себе в грудь. «Страданиям нет конца!» — сказал
он, умирая. Ему было тридцать семь лет.
одержимость цветом
Лотрек продолжал упорно работать. Он
фиксировал разгульнуюжизнь Монмартра на
холсте и картоне светлыми тонами: розова-
тыми, лиловатыми, зеленоватыми… Одержи-
мый цветом, художник видел во всех оттенках
зеленого нечто демоническое.
Лотрек жил в каком-то головокружитель-
ном темпе: из «Мерлитона» — в бар, из «Ша-
Нуар» — в «Мулен Руж», из дома терпимо-
сти — в цирк. Он увлекал за собой всех прия-
телей, которые попадались ему на пути. Домой
Лотрек возвращался все позже и позже и с
крайней неохотой. Одиночество—вот чего он
страшился. Теперь он пил не только ради удо-
вольствия, но и потому, что уже не мог обой-
тись без алкоголя. Едва проснувшись, худож-
ник выпивал бокал вина. А потом весь день —
вермут, ром, абсент, арманьяк, шампанское,
коктейли…
Количество работ в его мастерской все увеличивалось.
Он оставался верен своим темам: девушки легкого поведе-
ния, портреты друзей, сцены танцев. Манера его письма
становилась все более убедительной, характерной, лако-
ничной. Лотрек без прикрас раскрывает внутреннюю сущ-
ность своей модели, срывает с нее все покровы, обнажая
истину. Его почерк не узнать невозможно. Ему явно пошла
на пользу работа над афишами и плакатами, заказы на ко-
торые он всегда брал с удовольствием. Собственно, можно
сказать, что именно он создал искусство броского, эф-
фектного плаката. Художник обладал всеми необходи-
мыми плакатисту данными — чувством монументально-
сти, декоративности, необходимой экспрессией стиля.
Уже первая афиша «Мулен Руж», расклеенная по всему
Парижу, мгновенно сделала его знаменитым, по крайней
мере как плакатиста.
Лотрек настолько сросся с Монмартром, что, каза-
лось, стал одной из его достопримечательностей. Тем