№ 49 / Лето 2013 - page 62

обратный отсчет
OPEN
№49 2013
62
бо' льшим шоком для друзей и знакомых стало исчезнове-
ние художника. Вскоре они обнаружили, что он «мигри-
рует» по всему Парижу, а его «бивуаками» стали дома
терпимости. Образ жизни Анри приводил в ужас его род-
ных — они видели, как он опускается, но Лотрек ничего
не мог с собой поделать.
Отверженный и презираемый, он тянулся к таким же
существам, выкинутым из нормальной жизни. Теперь он
еще острее чувствовал свою «особость». Стоило ему ока-
заться среди людей, не привыкших к его внешности, и он
сразу же замечал жалостливые лица одних и насмешли-
вые голоса других. В домах терпимости ему ничто подоб-
ное не угрожало. Обездоленность Лотрека и обездолен-
ность обитательниц этих заведений объединяла их, по-
рождала между ними совершенно особые отношения.
Лотрек помнил даты именин и дни рождения всех девиц,
делал им подарки. Он выслушивал их исповеди, писал за
них письма, утешал скорбящих. Они принимали его ласку
и нежность, были покорены его учтивостью, мягкостью,
пониманием. Во время застолий Лотрек сидел на почет-
ном месте, рядом с Мадам— хозяйкой заведения. Он раз-
нообразил меню, принося лакомства, изысканные вина.
Он был своим и мог в любое время заходить в комнаты к
девушкам. Это был его дом, его семья.
вершина славы
Свои картины Лотрек писал, не делая никаких уступок
романтизму, но и без вульгарности, избегал как непри-
стойности, так и сентиментальности. Он стремился дока-
зать: никто никого не имеет права вычеркивать из жизни.
Уж кто-кто, а он это знал не понаслышке.
К этому времени Лотрек не ощущал недостатка в за-
казах. Его искусство начинают ценить и понимать. Он
много выставляется. Возрождающееся искусство лито-
графии, которым Лотрек стал заниматься в 1893 году, вы-
двинуло его в первые ряды французских графиков. Его
изумительные эстампы «Ла Гулю и ее сестра» и «Англи-
чанин в “Мулен Руж”», как и многие другие, были напеча-
таны и выпущены в продажу.
Лотрек стал так знаменит, что появились даже под-
делки его работ. Лотрека хвалит строгий, взыскательный
Дега. К этому времени относится и его персональная вы-
ставка. Она продолжалась два месяца и вызвала благоже-
лательные отзывы.
Тем не менее родные, включая отца, относились к
Анри как к позору семьи. Только мать, безумно любив-
шая и жалевшая сына, пыталась оградить его от беспут-
ной жизни. Увы, Лотрек был уже не тем человеком, что
раньше. Несмотря на сохранившуюся любовь и неж-
ность к матери, тихий семейный уют уже не мог удо-
влетворить его.
Лотрек не отказывался ни от каких заказов. Иногда,
для развлечения, он рисовал даже модели шляпок. Больше
всего времени, однако, художник проводил в кафешанта-
нах и других увеселительных заведениях—рисовал певиц,
комиков, куплетистов. В своей мастерской он работал над
портретами.
Совершив свой обычный рейд по ресторанам, изрядно
захмелевший, Анри уже ночью садился на извозчика и за-
сыпал, похрапывая и причмокивая. Так он спал часа два-
три. Потом, проснувшись, приказывал ехать в типогра-
фию. Подкрепившись первым бокалом вина, он вновь об-
ретал свежесть и работоспособность. И так продолжалось
день за днем.
В том же 1893 году Лотрек открывает для себя париж-
ские театры и становится постоянным зрителем «Комеди
Франсез» и «Варьете». Одна за другой появляются его
литографии, посвященные театральной жизни.
Он по-прежнему остается кумиром для своих друзей.
В то же время художник не терпит праздного любопыт-
ства, тем более панибратства со стороны чужих. Однажды
он в бешенстве избил палкой журналиста, который шутки
ради схватил его за локти и приподнял.
муравьед и броненосец
Друзья утверждали, что кончики усов Лотрека не
успевали просыхать, и хотя его редко видели по-
настоящему пьяным, частые выпивки отравили его орга-
низм настолько, что он почти постоянно находился в со-
стоянии легкого дурмана. Постепенно падает его работо-
способность. Если в 1893 году Лотрек создал около
пятидесяти полотен, в 1894-м— сорок пять, то в 1895-м —
уже тридцать пять.
Помимо театра, его увлечением стали скачки (он с дет-
ства обожал лошадей) и велодром. Гонщики вызывали у
художника восторг. Они были воплощением силы, ловко-
сти, словом, всего того, чего сам Лотрек не имел. Он по-
знакомился с несколькими гонщиками и тренерами. Обая-
ние спорта было так велико, что Лотрек купил себе станок
для гребли и установил его в мастерской, тренируясь по
нескольку часов в день. При этом о режиме он, есте-
ственно, не думал, продолжая пить и поздно ложиться
спать, как и раньше. Впрочем, увлечение это длилось не-
долго.
Работает он теперь какими-то рывками, судорожно
бросаясь от одного к другому. Тем не менее из-под кисти
и литографического карандаша по-прежнему выходят
шедевры. В начале 1896 года в Париже проходит выставка
Лотрека. На ней были представлены его произведения
многих жанров, на самые различные темы. Не экспониро-
вались лишь работы, посвященные домам терпимости, —
Лотрек не хотел скандала. Точнее, такие работы там были,
но они были заперты в двух небольших комнатах, куда ху-
дожник допускал только самых доверенных лиц.
Лотреку только тридцать три года, его творения пре-
красны, но их по-прежнему с каждым годом становится
I...,52,53,54,55,56,57,58,59,60,61 63,64,65,66,67,68,69,70,71,72,...130