классик
OPEN
№50 2013
58
в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерий-
ских юнкеров. Все новые товарищи Михаила принад-
лежали к знатным аристократическим фамилиям. Сво-
бодное время юнкера проводили в кутежах и за кар-
тами. По интеллекту и таланту Лермонтов, разумеется,
был несравненно выше своих однокурсников, однако в
развлечениях товарищей он принимал самое живое
участие. Не отставал поэт от них и на учениях: был
силен и вынослив, прекрасно держался в седле, хо-
рошо фехтовал на эспадронах (саблях). Единственным
его соперником в этом был Николай Мартынов, с ко-
торым он тогда дружил.
В школе Лермонтов носил прозвище Маешка, которое
дал себе сам, переделав на русский лад имя горбатого и
остроумного мосье Майе, героя популярного в то время
французского романа. Подсмеивался поэт не только над
собой. К примеру, уже упоминавшегося Мартынова он
окрестил Мартышкой.
Несмотря на далеко не идеальные условия для творче-
ства, Лермонтов продолжает работать над поэмой
«Демон»; также он создает еще одну романтическую
поэму — «Хаджи Абрек». Тайком от начальства, уединя-
ясь по вечерам в отдаленные пустые классы, Лермонтов
работает над романом, который увидел свет лишь в 1873
году, под условным редакторским названием «Вадим» (по
имени главного героя — благородного мстителя). Инте-
ресно, что в 1832 году и Пушкин, и Лермонтов, разными
путями, узнали о вопиющей по своей несправедливости
тяжбе между двумя тамбовскими помещиками. Это судеб-
ное дело подсказало Пушкину замысел «Дубровского», а
Лермонтову — «Вадима».
гвардеец-гусар
В конце 1834 года Михаил Лермонтов был произведен
в офицеры и выпущен в один из самых блестящих пол-
ков — лейб-гвардии Гусарский, который стоял в Царском
Селе. Он окунулся в полковую и светскую жизнь, однако
главным для него по-прежнему оставалось занятие поэ-
зией. Однополчане Лермонтова рассказывали, что, если
под рукой у него не оказывалось бумаги, он выдвигал
ящик стола и записывал на дне его пришедшие в голову
строки. Иногда за шахматной доской, пока противник
обдумывал ходы, поэт успевал набросать целое стихотво-
рение. Но только самые близкие друзья знали, что многие
свои произведения Лермонтов обдумывал долгие годы.
Так, над поэмой «Демон» он работал около двенадцати
лет. Он начал писать ее еще в пансионе, а в последний раз
переделывал и поправлял незадолго до смерти.
Свои наблюдения над жизнью петербургского света
поэт использовал в драме «Маскарад», которую страстно
желал видеть на сцене. Уже его современники, познако-
мившиеся с «Маскарадом» в рукописи, сравнивали эту
драму с комедией Грибоедова.
Драматической цензурой в то время ведал начальник
III отделения граф Бенкендорф. Он потребовал, чтобы
Лермонтов переделал пьесу, выбросив из нее нападки на
маскарадные балы в столице и «дерзости против дам выс-
шего общества». Более того, граф требовал переписать
конец пьесы и завершить ее примирением между главными
героями. Дважды он заставлял поэта переделывать «Ма-
скарад», но к постановке так и не допустил.
медные трубы
Как известно, слава пришла к поэту после написания
стихотворения «Смерть поэта», посвященного гибели
Пушкина. Оно не было опубликовано и ходило в Петер-
бурге в списках. Николай I, естественно, отреагировал
на него отрицательно: «Приятные стихи, нечего ска-
зать… Пока что я велел старшему медику гвардейского
корпуса посетить этого господина и удостовериться, по-
мешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно за-
кону». Скорее всего, император предполагал поступить
с поэтом так, как незадолго до этого поступил с Петром
Чаадаевым, официально объявив его сумасшедшим за
«Философические письма». Однако медик, посланный к
Лермонтову, очевидно, не счел себя вправе объявить
поэта душевнобольным.
Арестованный Лермонтов содержался в одном из по-
мещений здания Генерального штаба. Допускали к нему
только камердинера, приносившего обед. Узник велел,
чтобы хлеб ему давали завернутым в серую бумагу, на
этих клочках с помощью вина, сажи и спичек он писал
стихи. Среди них были «Когда волнуется желтеющая
нива», «Узник», «Молитва».
война на кавказе
В конце февраля 1837 года последовало высочайшее
распоряжение: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета
Лермонтова <…> перевести тем же чином в Нижегород-
ский драгунский полк». Этот полк уже более тридцати лет
находился в Закавказье, почти непрерывно принимая уча-
стие в войне с горцами и неся ощутимые потери. Впрочем,
Лермонтову повезло. По его собственному признанию, он
«слышал только два-три выстрела». Поэт странствовал,
одетый по-черкесски с ружьем за плечами; ночевал в чи-
стом поле, засыпал под вой шакалов. Возникали планы
поездки в Персию, Мекку, участия в Хивинском по-
ходе…
Однако внезапно ситуация изменилась. Осенью Нико-
лай I под Тифлисом устроил смотр войсковым частям
Кавказского корпуса, среди которых было и несколько
эскадронов Нижегородского полка. Царь остался дово-
лен состоянием войск, и это косвенно повлияло на судьбу
Лермонтова —он был переведен в Гродненский гусарский
полк, стоявший недалеко от Новгорода.