классик
СОДИС
59
Тем временем бабушка настойчиво добивалась возвра-
щения внука в лейб-гвардейский Гусарский полк. В конце
концов ее усилия увенчались успехом, и весной 1838 года
Лермонтова переводят в прежний полк, стоявший в Цар-
ском Селе под Петербургом.
Из ссылки поэт привез эпическую поэму «Песнь про
царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова», которая была написана, по словам
Лермонтова, за три дня — когда из-за болезни он не мог
выходить из дому. Напечатать ее удалось только после за-
ступничества влиятельного в придворных кругах поэта
Василия Жуковского. Но даже при этом цензура не раз-
решала поставить под произведением имя автора: он все
еще был в опале.
Вскоре после возвращения в столицу Лермонтов начал
сотрудничать с журналом «Отечественные записки».
Именно в них была напечатана бо
/
льшая часть стихотворе-
ний, опубликованных при жизни поэта, а также повести
«Бэла», «Тамань» и «Фаталист», вошедшие впоследствии
в роман «Герой нашего времени».
Белинский, который вел в журнале критический отдел,
несколько раз встречался с Лермонтовым и был поражен
его интеллектом и широтой кругозора. Произведения
поэта приводили его в восторг. Вместе с тем критик от-
давал себе отчет в том, что имеет дело, в общем-то, с очень
молодым человеком, который чаще всего повинуется лишь
бушующим в его груди страстям. Белинский писал одному
из своих приятелей: «Женщин он ругает: одних за то, что
дают, других за то, что не дают… Пока для него “жен-
щина” и “давать” — одно и то же…Печорин — это он сам,
как есть».
Лермонтов вверял бумаге каждое движение души. Он
всюду набрасывал обрывки мыслей и стихотворений,
пользовался каждым клочком бумаги. Многое погибло