OPEN
№51 2013–2014
8
Мама-кот
/ Театр им. Вл. Маяковского
Сказка чилийского писателя Луиса Сепульведы переносит зрителей в маленький городок
возле океана. В порту живут коты, успешно подражающие людям. Читают книги, философ-
ствуют, наслаждаются жизнью и даже ведут собственный бизнес. Актеры театра Маяковского
играют с нескрываемым удовольствием — и кошачьи повадки изображают, и человеческие
чудачества подчеркивают. Да еще и щеголяют по последней моде. На фоне волн и яркого
неба такая компания смотрится весьма привлекательно. Художник Максим Краменко пре-
вратил спектакль в серию меняющихся картин, «нарисованных» эмоционально и сочно. Ре-
жиссер Полина Стружкова тоже не удержалась от взволнованных эмоций. История о том, как
коты воспитали птенца погибшей чайки, рассказывается искренне. Поэтому простые, хорошо
известные истины о добре, дружбе и взаимовыручке поднимаются на поэтическую высоту.
Бал-маскарад
/ Геликон-опера
Худрук «Геликона» Дмитрий Бертман увидел в этой знаменитой опере «пространство кривых зер-
кал». Кривые зеркала утрированно и беспощадно отражают современные проблемы. Действие по-
становки происходит в наши дни. Апартаменты графа Ричарда, губернатора Бостона, похожи на
офис в стеклянной высотке. В приемной толпятся подчиненные с бумагами на подпись. Паж Оскар
превратился в непреклонную секретаршу. Финальный бал напоминает роскошную вечеринку совре-
менных нуворишей, чьи непомерные амбиции высмеяны как следует. Вместо масок — увеличенные
портреты знаменитостей, будто распечатанные из Интернета. Кто-то выдает себя за принцессу
Диану, кто-то за Уинстона Черчилля, а гостья, замаскированная под Ксению Собчак, прогуливается
под руку с Бараком Абамой… Казалось бы, в этом циничном мире власти и денег нет места для
больших чувств. Тем не менее нешуточные страсти пылают и в новой версии «Бала-маскарада». Как
и сто с лишним лет назад, здесь сгорают от любви, ревности и теряют рассудок под запредельно
красивую музыку Джузеппе Верди.
С любимыми не расставайтесь
/ МТЮЗ
Сцена МТЮЗа затянута пушистым зеленым ковром. То ли газон, то ли футбольное поле.
В правом углу — судья. Только не рефери, а по гражданским делам, по бракоразводным
процессам. Впрочем, клиенты этой усталой женщины (Виктория Вергберг) чем-то похожи
на игроков. Соперничают друг с другом, яростно отстаивая себя. Причина развода у всех
одинаковая — несходство характеров. Режиссер Генриетта Яновская использовала это не-
сходство, мастерски соединив контрасты. Самая парадоксальная пара — Мироновы. Он
(Павел Поймалов) — интеллектуал, эстет с большими претензиями. Она (Марина Зуба-
нова) — смешная, суетливая домохозяйка, замученная бытом. Развод бесспорен. В отли-
чие от них, разводящиеся Катя и Митя Лавровы созданы друг для друга. От эпизода к эпи-
зоду пьеса Александра Володина постоянно возвращается к их взаимоотношениям. При-
дирки по мелочам, глупые ссоры, разъезд; потом — осознание, что расставание смерти
подобно. Все-таки любовь — не спортивный матч, как думалось им вначале, а что-то
более хрупкое и сложное.
Старый сеньор и…
/ Театр кукол им. С.В. Образцова
Один из лучших взрослых спектаклей театра Образцова раскрывает метафизическую
природу кукол. Фигуры из дерева и папье-маше, оживляемые невидимыми куклово-
дами, выглядят как участники таинственных ритуалов. Атмосфера соответствует
теме. Художник Виктор Никоненко, выступивший еще и в роли режиссера, выбрал но-
веллы Габриэля Гарсиа Маркеса, увлекшись его магическим реализмом. Персонажи
пребывают и на том и на этом свете, оказываясь между жизнью и смертью. В первой
новелле престарелый ангел охраняет душу больного ребенка. В следующем фраг-
менте морщинистая старуха рассказывает о том, как снаряжала красавца-
утопленника в последний путь, словно жениха на несостоявшуюся свадьбу. В заклю-
чительной истории одержимый танцем негритенок очень долго заставляет ждать
себя в Раю… Три части спектакля — три размышления о пропасти, разделяющей
концы и начала, счастье и ужас, доброту и злость, величие и ничтожество.
Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА
ТЕАТР