№ 52 / Весна 2014 - page 20

OPEN
№52 2014
20
— Как у вас появился такой демонический образ, нео-
бычный не только для советского актера, но и для со-
ветского человека?
—Все произошло естественно. В начале своей кинока-
рьеры я сыграл простого шофера — это был типичный со-
ветский человек и типичное советское кино. В фильме
моим партнером был Всеволод Санаев. А потом я начал
лысеть, и стал проявляться совершенно другой типаж.
И вот как-то, уже в этом новом типаже, прихожу я на
пробы фильма «Рожденная революцией», и мне говорят:
«Повернитесь вправо, повернитесь влево, возьмите
ружье...» И дали роль уголовника. С тех пор я стал играть
бандитов и злодеев. Режиссеры приглашали на съемки:
«Саша, приезжай: день в тюрьме, день в бане…» А гарде-
робщицы в театре говорили: «Александр Георгиевич, вы
такой кровожадный!»
— Ваш злодейский список прервался на фильме Алек-
сея Германа «Мой друг Иван Лапшин».
— Я снимался у Германа, когда уже очень много знал о
профессии. Долгоработал вТеатреВахтангова и выучил пра-
вило Эфроса: актер должен знать свое место в формуле. Я
тогда уже и Кощея Бессмертного сыграл, и Смерть в «Звезде
и смертиХоакинаМурьеты».Ивот великийразрушитель сте-
реотипов Герман пригласил меня на роль судмедэксперта.
— И как вы к этому отнеслись?
— Мне позвонили, и я поехал на встречу. Зная, что
фильмы Германа лежат на полке и уже сделаны пробы на
главные роли и утверждены Андрей Болтнев и Андрей
Миронов. Герман сказал, что хочет, чтобы я обязательно
участвовал в картине. «Надо играть, ничего не играя, —
сказал он. —Вы бываете — дома, где-то — самим собой?»
А согласно нашей театральной школе всегда есть два че-
ловека: актер-образ и актер-гражданин. И гражданин
всегда контролирует образ.
Герман требовал натурализма, настоящей жизни. На
съемках он говорил: «Саша, посмотри в камеру». Мы
знали, что в старых хрониках люди всегда заглядывали в
камеру. Это был такой прием. И во время диалога я за-
глядывал в камеру. Герман еще любил взять кого-нибудь
из массовки в Астрахани, таких странных людей, одеть и
поставить рядом с тобой. И ты вынужден был играть, но в
другой манере, что очень важно.
И потом сразу мне предложили роль пожилого любов-
ника в картине «Убегающий август». Он был убегающий
август, она цветущий май.
Фильм показали, и где-то на гастролях подходит ко мне
парень и говорит: «Александр Георгиевич, вы спасли мне
жизнь». Он служил в армии, и от него ушла девушка. А в
фильме главные герои расстаются. Он ждет звонка, телефон
не звонит. Потом он смотрит на аппарат, идет на кухню и
включает газ... И вот этот парень говорит: «Посмотрел я
фильм и думаю: неужели я такой дурак, какФилиппенко, что
я включу газ из-за девушки, которая меня бросила? Нет!»
— Актеры часто бывают суеверны. Вы верите в
судьбу?
— В свое время я, маленковско-хрущевский пионер,
верил, что можно реки вспять повернуть. А в судьбу?..
Нужно уметь читать ее знаки. Но не всегда получается.
многоликий
А
лександр Филиппенко по образованию физик, но участие в КВН от МФТИ
в конце концов привело его на сцену. Он окончил Щукинское училище,
снялся в более чем 80 фильмах, играл в Театре на Таганке в самое его
звездное время, 20 лет отдал Театру Вахтангова и почти столько же — своим
знаменитым моноспектаклям. Уже много лет Филиппенко — народный артист
России. И по сути, и по званию.
Игорь СВИНАРЕНКО
ИНТЕРВЬЮ
I...,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19 21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,...130