№ 53 / Лето 2014 - page 44

классик
OPEN
№55 2014–2015
42
ней решил, что, как истинный американец, он не должен
упустить случай повоевать за правое дело. Но в армиюбрали
с семнадцати. Уолту не хватало года. К счастью для него, в
Чикаго представительство Красного Креста формировало
медсанчасть, где имелись вакантные места для водителей са-
нитарных машин, и для юношей, не достигших призывного
возраста, достаточно поручительства родителей.
Правда, военную доблесть на поле брани в Европе Уолт
проявить не успел, так как его часть прибыла во Францию
уже после того, как боевые действия закончились. Однако
именно там его таланты рисовальщика, равно как и бизнес-
мена впервые принесли ему вполне ощутимую материаль-
ную выгоду. За несколько франков предприимчивый моло-
дой человек рисовал на мундирах сослуживцев боевые ор-
дена, очень похожие на настоящие.
Приличный доход ему приносила и продажа немецких
касок, которые необстрелянные солдаты-янки любили в
качестве сувениров посылать домой. Потрепанных в боях
и пробитых пулями касок не хватало, и Уолт сам придавал
им боевой вид.
Рисовал он и плакаты для военнослужащих, среди ко-
торых особой популярностью пользовался один, впечат-
ляюще и доходчиво изображавший последствия связей с
французскими проститутками.
коммерческий художник
Вернувшись домой, Уолт наотрез отказался помогать
отцу в новом бизнесе — производстве фруктовых желе и
мармелада. Однако все его попытки устроиться художни-
ком в газету терпят неудачу. По мнению редакторов, мо-
лодому карикатуристу не хватало политической злости и
задора. Его рисунки чересчур добродушны, в них больше
иронии, чем сарказма.
И тогда Уолт решает искать счастье в рекламном биз-
несе. В художественных отделах различных рекламных ком-
паний Канзас-Сити он постигает новую для себя технику
коммерческого художника. В это время Уолт знакомится с
молодым, очень талантливым художником Юбом Айверк-
сом. Эта встреча оказалась судьбоносной для обоих. Вместе
в 1920 году они поступают на работу в студиюкинорекламы,
обслуживавшую кинотеатры города. Рекламные ролики
должны были в значительной мере использовать оживаю-
щий на экране рисунок —мультипликацию. Так произошла
их первая встреча с рисованным кино, которому друзья по-
святили всю свою дальнейшуюжизнь.
Правда, искусством их тогдашнюю работу назвать
трудно. Кинореклама представляла собой своеобразный ви-
негрет из стоп-кадров, рисунков и фотографий. Довольно
скоро молодые кинохудожники начинают экспериментиро-
вать. Свои новые работы в первой созданной им маленькой
мастерской Уолт назвал смехограммами. Это были неболь-
шие, тоже рекламные ролики длительностью в одну минуту,
но суть их состояла не в демонстрации объектов, а в комиче-
ском обыгрывании темы. Дисней использовал в них все ко-
мические трюки, о которых знал и которые придумал сам,
пытаясь создать веселое, насыщенное карикатурой пове-
ствование. Оно напоминало оживающие в движении газет-
ные комиксы. Темы были самые разные, от взяток, которые
брали полицейские, до состояния канзасских улиц.
Дисней хорошо понимал ограниченность подобного
жанра и стремился перейти к художественно более инте-
ресным темам. Были «оживлены» известные сказочные
сюжеты—«Золушка», «КраснаяШапочка», «Кот в Сапо-
гах». Тем не менее наладить прокат маленьких рисован-
ных лент было делом нелегким даже для более опытных
мультипликаторов, а ведь Дисней в этой области являлся
далеко не пионером. Начались финансовые трудности, и
вскоре Уолт вынужден был объявить себя банкротом.
фабрика грез
Уолт переезжает в Голливуд. Он работает день и ночь,
занимает деньги у родственников, привлекает к сотрудни-
честву старшего брата Роя (бухгалтера) и талантливого
Юба Айверкса. Шаг за шагом Диснею удается создать
студию, со временем превратившуюся в одну из крупней-
ших кинематографических империй. Начинает формиро-
ваться его знаменитая школа мультипликации.
Уолт никогда не заблуждался насчет масштабов своего
дарования художника. Он знал, что значительно уступает в
технике многим работавшим у него мультипликаторам. Тот
же Юб Айверкс был здесь, что называется, на несколько
голов выше Диснея. Однако Уолт являлся настоящим гене-
ратором идей. Он давал своим сотрудникам грубый набро-
сок и подробное описание того, как должен выглядеть тот
или иной персонаж, а уж те в меру своего таланта осущест-
вляли поставленную перед ними задачу. Именно так Ай-
веркс с подачи Уолта создал образ знаменитого Микки
Мауса.
Это произошло в 1928 году. Успех превзошел все самые
смелые ожидания. Всего Микки Маус появился в более
чем 120 мультфильмах, исполняя самые разнообразные
роли — спортсмена, фермера, музыканта, портного, лет-
чика, таксиста, детектива, фокусника, химика. Только за
11 первых лет своей карьерыМикки сменил 42 обличья. До
1947 года эту роль озвучивал сам Дисней. Прокатчики
требовали расширить выпуск фильмов с Микки и бомбар-
дировали Диснея телеграммами и звонками: «Дайте
больше мышей».
Начиная с 1930 года стали появляться комиксы, героем
которых был Микки Маус, была выпущена кукла, изобра-
жение мышонка украшает майки, часы, чашки и др. Многие
журналы и справочные издания называют Микки самым
известным персонажем XX столетия. Его изваяние можно
увидеть в лондонскомМузее восковых фигур мадам Тюссо.
Кстати, вожди фашистской Германии, особенно Гит-
лер и Геббельс, неоднократно выражали свою неприязнь
1...,34,35,36,37,38,39,40,41,42,43 45,46,47,48,49,50,51,52,53,54,...132