классик
OPEN
№49 2013
46
Чтобы ответить на этот вопрос, придется перенестись
в Лондон 1891 года. Жарким летом того года газетные
киоски буквально осаждались толпами горожан, желав-
ших приобрести журнал «Стрэнд», в котором начали пе-
чататься необыкновенно увлекательные рассказы о гени-
альном сыщике Шерлоке Холмсе. Автором их был трид-
цатидвухлетний писатель Артур Конан Дойль. За его
плечами — годы учебы в Эдинбургском университете, се-
мимесячное плавание по Арктике на китобойном судне в
качестве судового врача, не очень успешная медицинская
практика в Шеффилде и Портсмуте и две повести о Шер-
локе Холмсе — «Этюд в багровых тонах» и «Знак четы-
рех».
Эти книги имели успех. Тем более, что появление
«Этюда» совпало по времени с серией ужасных убийств,
потрясших Лондон в 1888 году. Неизвестный убийца, во-
шедший в анналы мировой криминалистики как Джек-
Потрошитель, совершал свои преступления в Уайтчепеле,
выбирая жертв среди местных проституток.
Фабула и атмосфера повести Конан Дойля своей мрач-
ностью и загадочностью как нельзя лучше соответство-
вали реальным событиям. Появление же сыщика, способ-
ного распутать самое сложное преступление (пусть всего
лишь на страницах книги), утешало и вселяло надежду.
Ведь знаменитый Скотланд-Ярд был бессилен остановить
уайтчепельского убийцу.
Однако подлинную популярность Холмс обрел лишь
летом 1891 года, когда его автору было 32 года, после
появления в «Стрэнде» серии рассказов, открывающихся
«Скандалом в Богемии» и «Союзом рыжих». Очень
скоро новый герой из литературного персонажа превра-
тился в реально существующего человека. Люди, попав-
шие в беду, спешили на Бейкер-стрит и пытались оты-
скать дом за номером 221Б. Безуспешно. Такого дома не
было. Многие винили в этом доктора Ватсона. Он заре-
комендовал себя у читателей как человек, способный
спутать все даты и адреса. Очевидно, этот недотепа
что-то перепутал и на этот раз. Ведь в одном из расска-
зов он обмолвился, что в их с Холмсом доме окна выхо-
дят на улицу эркером. Но ни в одном доме на Бейкер-
стрит таких окон не было.
Ныне дом 221Б существует. Это дом постройки
1815 года, и с 1990 года в нем находится один из музеев
Шерлока Холмса.
секреты популярности
Популярности Холмса, особенно у представительниц
прекрасного пола, способствовали иллюстрации в
«Стрэнде», сделанные молодым талантливым художни-
ком Сиднеем Пейджетом. Сам Дойль представлял себе
Холмса высоким, очень худым человеком с некрасивым
мертвенно-бледным лицом. Пейджет получил тексты
первых двух рассказов буквально за неделю до того, как
июльский номер должен был пойти в набор. Не мудр-
ствуя лукаво, он в качестве модели для Холмса выбрал
своего брата Уолтера, тоже художника, высокого, тем-
новолосого, весьма привлекательного мужчину, одевав-
шегося с достаточной долей изысканности. Что же каса-
ется Ватсона, то иллюстратор, ничтоже сумняшеся, при-
дал этому образу черты самого Конан Дойля.
Для сотен тысяч англичанок (тираж «Стрэнда» бы-
стро увеличился с трехсот тысяч экземпляров до полу-
миллиона) образ Шерлока вскоре стал символом муж-
ской красоты и обаяния. Представители сильного пола
старались подражать его безупречному вкусу в выборе
одежды. Холмс сделался не менее популярен, чем
премьер-министр Гладстон или принц Уэльский. Когда
брат художника Уолтер Пейджет появился как-то в теа-
тре Ковент-Гарден, одна дама громко, на весь зал вы-
крикнула: «Посмотрите, это же мистер Шерлок Холмс!»
С этой минуты на сцену уже почти никто не смотрел.
Благодаря легкомыслию брата Уолтер и впоследствии не
раз попадал в подобные ситуации.
настоящий холмс
Кто же является прототипом Холмса? Прежде всего
это был один из профессоров Дойля в Эдинбургском
университете — доктор Джозеф Белл. В английском те-
лесериале о приключениях молодого доктора Дойля
экранный доктор Белл проводит вскрытия в полицейских
участках и сам расследует преступления. В жизни ника-
кого отношения к криминалистике он не имел. Однако
«дедуктивный» метод Белл действительно применял на
практике, причем как непосредственно в деле — диагно-
стике заболеваний, так и вне медицины. Очень наблюда-
тельный человек, Белл любил щегольнуть этим своим
качеством перед студентами, определяя по наружности
и манерам профессию пациентов, их материальное по-
ложение и прочее.
Артур Дойль ему чем-то приглянулся. Белл выделил
его из толпы, назначив своим секретарем. Артур вел в
клинике картотеку амбулаторных больных, а главное,
присутствовал при «сеансах дедукции» значительно чаще,
чем какой-либо другой студент. Внешность Холмса Дойль,
скорее всего, тоже срисовал со своего бывшего учителя.
Тот был высокий, очень худой, с огромным носом, ква-
дратным подбородком и «пронизывающим взглядом
серых глаз». Судя по всему, Белл пробудил воображение
Дойля, которое намного превзошло оригинал. Недаром
сам доктор позднее писал, что «Дойль мне обязан намного
меньше, чем он думает».
Образ сыщика-любителя Дюпена, созданный Эдгаром
По, тоже в немалой степени стимулировал фантазию
Конан Дойля.
Разумеется, если внимательно приглядеться, в харак-
тере Холмса, да и Ватсона тоже, можно найти черты са-