классик
OPEN
№49 2013
48
неожиданно начала печататься новая повесть Дойля —
«Собака Баскервилей». Она имела оглушительный успех.
Собственно говоря, Дойль сначала не собирался «прибе-
гать к услугам» уже основательно забытого им героя. Од-
нако, отдыхая в Дартмуре, он услышал местную легенду о
призрачной собаке, бродящей по болотам, и загорелся
идеей написать повесть. Затем он рассудил, что, чем при-
думывать новых персонажей, гораздо удобнее использо-
вать уже апробированных героев — Холмса и Ватсона.
Это еще не было возвращением знаменитого детектива.
Конан Дойль предусмотрительно оговорил, что приклю-
чение в Дартмуре имело место до гибели Холмса в Рейхен-
бахском водопаде.
Почему он так поступил? Возможно, Дойль хотел под-
страховаться. В случае неудачи он мог навсегда оставить
Холмса в его альпийской могиле. В случае же успеха…
Так, стало быть, писатель уже подумывал о том,
чтобы воскресить своего самого популярного героя? Ве-
роятно, да. Но как же это можно объяснить на фоне той
безусловной антипатии, которую он испытывал к Холмсу
прежде?
Легче всего ссылаться на исключительно выгодные
финансовые условия, которые предложили Дойлю ан-
глийские и американские издатели. Но ведь он к тому
времени был уже достаточно богат и не нуждался в день-
гах так, как в начале своей писательской карьеры.
Правда, расходы его тоже неимоверно выросли. Он по-
строил новый большой дом в графстве Суррей, воспиты-
вал двоих детей. На руках его была больная жена. Он
много путешествовал и немало денег тратил на проекты,
в которых более трезвые люди отказались бы участво-
вать: субсидировал поиски затерянных сокровищ, орга-
низовывал экспедиции по спасению пропавших путеше-
ственников. Лишние деньги ему, разумеется, не поме-
шали бы. Но, думается, дело здесь не только в этом. С
годами Дойль стал терпимее, и, вероятно, понял, что
Холмс, сделавший его знаменитым, не так уж и отвлекал
писателя от создания исторических полотен, и впредь,
вполне возможно, он будет совмещать работу в столь
различных жанрах.
Не исключено, что была затронута его гордость.
Когда-то написанная Дойлем пьеса о Холмсе и поставлен-
ная американским режиссером и актером Уильямом
Джиллеттом с триумфом шла в Соединенных Штатах; в
сентябре 1901 года заокеанская труппа с успехом гастро-
лировала в лондонском Лицеуме, а затем и по всей Ан-
глии. В свое время, когда Джиллетт впервые прочитал эту
пьесу, он телеграфировал Дойлю просьбу разрешить ему
поставить ее, а также спрашивал у писателя согласия на
«женитьбу» Холмса в конце пьесы. Дойль ответил, что тот
может делать с его героем все, что ему заблагорассудится.
Эпизодом женитьбы пьеса и заканчивалась. Кстати,
Джиллетт играл роль Холмса вплоть до 1929 года, когда
ему исполнилось уже семьдесят шесть лет.
В 1900 году Шерлок Холмс появился и на экране.
Правда, «фильм» длился всего… сорок пять секунд, зато
он положил начало бурной кинематографической карьере
Холмса, которая с успехом продолжается и поныне.
Итак, после фантастического успеха «Собаки Баскер-
вилей» Конан Дойль внял, наконец, мольбам английских
и американских издателей и согласился написать новую
серию рассказов о великом сыщике, действие которых
происходило уже после схватки с профессором Мори-
арти. Цикл «Возвращение Холмса» начинался с захваты-
вающей истории «Приключение в пустом доме». Восторгу
читателей не было предела. «Вестминстер Газет» выра-
зила чувство всеобщего ликования, когда писала: «Все
произошло так, как мы и предполагали. Холмс остался
жив после рокового падения со скалы».
холмс жив
Тиражи «Стрэнда» вновь возросли. Увеличились и
гонорары Конан Дойля. Снова рекой хлынули письма
читателей. Теперь они уже не так раздражали писателя.
Он стал относиться к ним гораздо спокойнее и даже с
юмором.
«Дорогой мистер Шерлок Холмс, — писала одна
дама. — Не можете ли Вы помочь мне? Я не на шутку оза-
дачена. В течение одной недели у меня пропали: клаксон
от автомобиля, веник, полдюжины шаров для игры в
гольф, словарь и щетка для обуви. Можете ли Вы объяс-
нить, что происходит?» — «Нет ничего проще, моя доро-
гая леди, — отвечал Конан Дойль. — Совершенно ясно,
что Ваш сосед завел козу. Шерлок Холмс».
К Дойлю обращались знакомые
и незнакомые люди.
Порой, озадаченный чьей-то
просьбой, он на два-три дня
запирался в своем кабинете,
отвечал на вопросы невпопад
и мог выйти на улицу в разных
ботинках — все домашние
понимали, что происходит,
и старались не попадаться
ему на пути