обратный отсчет
OPEN
№50 2013
40
конец, обрел свой стиль в живописи. Силы его, однако,
были на исходе, а денег на обратную дорогу он не имел.
Ни Метта, ни друзья о финансовой помощи в письмах
даже не упоминали, и тогда Гоген предложил свои услуги
в качестве матроса капитану одного из кораблей, направ-
лявшихся во Францию.
В середине ноября 1888 года художник возвращается
в Париж, где он снова сближается с Ван Гогом. Скоопери-
ровавшись, они вместе едут работать в Арль. Предусмо-
трительный Гоген, организовывая финансовую сторону
их быта, выделил деньги на «ночные профилактические
прогулки», имея в виду посещения местного борделя.
Кризис в отношениях Гогена и Ван Гога наступил в
конце декабря 1888 года и был связан с начавшейся душев-
ной болезнью голландца. Однажды в кафе Винсент бро-
сил в голову Поля свой стакан с вином, но Гоген успел
увернуться. Схватив Ван Гога в охапку, он отвел его
домой, где тот сразу же заснул. На следующий вечер,
гуляя по площади, Гоген услышал за спиной знакомые
шаги. Он обернулся в тот самый момент, когда Винсент
бросился на него с открытой бритвой в руке. Встретив-
шись взглядом с Гогеном, он развернулся и побежал
домой… Дальнейшее напоминает какую-то фантасмаго-
рию. Ван Гог отрезает себе мочку левого уха. Затем, оста-
новив кровотечение и вымыв отрезанный кусок, отправ-
ляется в дом терпимости и отдает его одной из девиц со
словами «Бережно храните это»… В результате всего
Гоген покидает Арль и возвращается в Париж.
27 июля 1890 года, не выдержав борьбы со своим безу-
мием, Ван Гог совершил самоубийство. Гоген встретил эту
весть довольно равнодушно.
остров таити
Личная жизнь Гогена по-прежнему не ладилась. Метта
не хотела к нему возвращаться. В поисках новых сюжетов и
впечатлений художник, с детства влюбленный в экзотику,
решает уехать в Океанию. В середине мая 1891 года пароход
«Океания», на борту которого находился Гоген, бросил
якорь в порту Нумеа, в Новой Каледонии. Оттуда на воен-
ном корабле «Ла Вир» Поль добрался до Таити, в то время
французской колонии. В городе Папеэте он снял хижину.
С самого начала жизнь Гогена на острове не удавалась.
Язык маорийцев Поль усваивал плохо. Большой пробле-
мой было питание: еда дорогая, а охотой, как Поль наде-
ялся вначале, он жить не мог, так как, кроме крыс и не-
скольких бродящих на свободе свиней, на острове не было
никакой дичи. И все-таки постепенно Гоген осваивался.
Он писал пейзажи, но чаще всего людей, которые его
окружали. Обнаженные женщины, сидящие на пороге хи-
жины, таитяне за миской «попои» (супа)... Ни в выборе
тем, ни в их трактовке художник не стремился к экзотике.
Он писал маорийцев, погруженных в заботы будничной
жизни, и тем не менее под его кистью возникал Эдем и
время, когда мир был юн, а люди жили в тесном единении
с землей и небом.
Вскоре Поль встретил женщину, тронувшую его
сердце. Во время поездки по острову он остановился в хи-
жине, хозяин которой предложил сорокатрехлетнему ху-
дожнику в жены свою тринадцатилетнюю дочь.
Девушку звали Техура—она была прекрасна своей пер-
вобытной красотой. Общаясь с ней, Гоген познавал душу
маорийской расы. Он непрерывно писал девушку. Писал ее
вдвоем с подругой на прибрежном песке («Таитянки на
песке»), в кресле со склоненным задумчивым лицом, во весь
рост с маорийским мальчуганом на плече («Аве Мария»). С
нее же он написал одно из лучших своих творений — кар-
тину «Манао тупапау» («Дух умерших бодрствует»).
Денег у художника почти не осталось. Он питался
крайне скудно, поседел и сильно исхудал, у него появились
симптомы болезни сердца. Метта долго не писала ему, а
когда, наконец, прислала небольшое письмо, то лишь для
того, чтобы попросить отправить ей таитянские картины.
За время своего пребывания на острове Гоген создал в
общей сложности шестьдесят шесть картин. Но дольше
оставаться на Таити он не мог. На кону стояло не только его
здоровье, но и сама жизнь. Благодаря усилиям друзей в Па-
риже министерство внутренних дел Франции согласилось
взять на себя расходы по репатриации «художника, оказав-
шегося в бедственном положении». Вскоре корабль уносил
Поля от пристани в Папеэте и рыдающей на ней Техурой.
дом наслаждений
В начале ноября в одной из парижских галерей Гоген
выставил сорок одну картину, все они были написаны на
Таити. Художник был уверен, что публика сразу оценит
его полотна и он получит признание, которое положит
конец его заботам, нищете, горестям и разлуке с семьей.
Увы, он ошибался. Его не поняли. Картины вызывали у
зрителей недоумение. Сдерживая смешки, они лишь по-
качивали головами, разбирая названия на маорийском
языке. «Если хотите позабавить ваших детей, сводите их
на выставку Гогена, — писали газеты. — Они посмеются,
глядя на раскрашенные картинки с изображением четве-
роруких самок, возлежащих на бильярдном сукне».
За время своего пребывания
на Таити Гоген создал
в общей сложности
шестьдесят шесть картин